О гомеопатии и сохранении здоровья

Великая сила веры

Великая сила веры

Душа без веры есть сосуд запертый для благодати, а душа верующая - открытый. Вера открывает душу для принятия благодати

Каждому человеку известны великие слова: «Христос Воскрес – Воистину Воскрес». И наверное нет на земле человека, для кого бы эти слова, а скорее, Сама Личность Христа, не стали бы многими противоречиями. Воистину нигде нет такого, как только в Церкви, где требуется воспринимать все на ВЕРУ. Хочется найти доказательства, так они многих не устраивают. Хочется верить, так все время гложут сомнения. Нет наверное ни одного человека среди верующих, кто бы не подвергся внутреннему искушению в виде сомнения, маловерия или даже неверия. Есть люди, которые ходят в храм, молятся, а в Бога даже не верят. Может в Бога и верят, но то, что Он воскрес – нет; то, что есть рай и ад – нет; то, что есть мир невидимый, в котором живут Ангелы, демоны и души умерших – нет, не верят. Иногда спрашиваешь человека: «А, вы не боитесь попасть в ад?» И вам отвечают: «Мне все равно! И вообще, батюшка, разве вы верите в рай или ад?» Перед этим вопросом цепенеешь и думаешь, зачем тогда вы ходите в храм. Так есть ли Бог, есть ли рай и ад, есть ли жизнь вечная, воскрес ли Христос или нет? Над ответами на эти вопросы многие великие мужи: ученые, богословы и философы, бились не одну сотню лет. Только не так давно в Интернете была новость, что один польский ученый доказал, что Бог есть, но когда посмотришь на это доказательство, то еще больше возникает вопросов и сомнений. Как быть? Сплошной тупик. Хочется просто верить, а тут извечная борьба в душе – есть или нет.

Мы не будем идти путем умственных доказательств бытия Божия, не будем стараться вывести формулу Вечности, потому что это нас еще больше запутает. Давайте, во-первых, посмотрим, из чего состоит человек? Во-вторых, откуда все наши сомнения и неверие? На самом ли деле мы такие не верующие? А, может все наоборот? И вообще есть ли не верующие люди? И третье, где живет вера, а где неверие? Ответив на эти вопросы, мы придем и к заключению на самое главное для нас.

Человек состоит из разных частей и не является однородной массой. Как говорили древние философы, что человек состоит из четырех стихий: земли, воды, огня и воздуха. Христианские философы напомнили, что еще есть пятый элемент – духовный, из которого состоит душа. Для нас же сейчас самое главное нужно понять, что человек существо не однородное, как амебы, а соткан воедино из разных стихий и частей. Каждую часть можно увидеть или ощутить. Ну, например, огонь – тепло наших рук согревает нас и других, а температура тела показывает силу горения нашего внутреннего человека. И так, можно рассмотреть и разложить нас на части. И здесь, самое важное для нас понять, что каждая часть нашего естества отвечает за свое. Есть у нас ум, есть и сердце, вместилищем которого являются разные состояния нашего человеческого существования.

Ум отвечает за одно, а сердце за другое. Это как рука и нога отвечают каждый за свое. И, если способность руки применять к ноге, то можно заключить, что человек рождается уродом, что конечно будет абсурдом. Так будет и с умом и сердцем. Давайте рассмотрим, что такое наш Ум? Силы и способности нашего ума заключаются в том, что с помощью него мы познаем мир материальный, так называемый – неодушевленный. Ум есть начальник над нами. Он определяет, что нам делать, что нам говорить, куда идти и прочее. Как говорит святой Иоанн Кронштадский, что ум – это Дядька, который воспитывает Сердце, наблюдает за ним и руководит им. Наш ум холоден, без запаха и цвета, без эмоций, логичен, сухой на определения, строгий во всем, знает только да или нет, а когда возникает состояние типа «не знаю», мучается и страдает. Он пытлив и на все ищет ответ. Никогда не спит и не ест, даже во сне ведет непрестанную работу. Может ли он ВЕРИТЬ с такими качествами и способностями? Присуща ли ему вера или может это способность сердца? К сожалению, как невозможно укусить себя за локоть, так и уму невозможно верить и воспринимать все на веру. Не его это инструмент, ибо вера уму всегда отвечает на любой вопрос – не знаю. Можно либо верить, либо нет, и это бездоказательно. Когда нам кто-либо рассказывает о том, что он на рыбалке поймал БОЛЬШУЮ рыбу, которую так и не увидели, то весь этот рассказ воспринимаем на веру, при этом отключается действия ума автоматически. Но если задать уму массу вопросов и не найти на них ответы, то вера наша поколеблется. Так бывает всегда, если ум не ответит да или нет. Ум не способен не только верить, но и любить и надеяться. Все те самые важные состояния, которыми живет человек: вера, любовь и надежда, присущи только сердцу. Без участия ума, ибо, как мы уже сказали, человек неделим и составляет из разных частей и стихий единое целое, невозможно сохранять и развивать эти добродетели. Ум живет разумной деятельностью, а сердце, как средина души – духовными состояниями. И здесь самое главное надо понимать, что деятельность сердца важнее, чем деятельность ума, которому мы, к сожалению, уделяем больше внимания. Ум должен во всем помогать сердцу – это его наиважнейшая задача. Центром жизни человека является непосредственно само сердце. Ум же стражник и воспитатель, который охраняет от зла и научает добру наше сердце. Без него человек не смог бы управлять состоянием собственного сердца, а сразу бы «сгорел». На наших же сердечных чувствах стоит вся наша самобытность, культура, искусство, семейные ценности, дружба и вообще любые взаимоотношения между людьми. Поэтому, человек не может не верить, как не может не дышать, не спать или не мыслить. И если человек говорит, что он не верит в Бога, то правильнее было бы сказать, что он ВЕРИТ, что Бога нет. А это, то же самое, когда человек говорит, что я тебя раньше любил, а теперь не люблю. Было бы правильно сказать, что я люблю тебя не любя. Абсурд! Не может человек не верить, не может и не любить. Так, почему же все таки не верит и не любит Бога и не только Его? Почему у нас пропадает любовь и вера к людям, даже к самым родным? Всякое удаление от добра приводит к злу. Зла же самого по себе не существует, как не существует ненависти и неверия. Удаляясь ко злу с помощью ума, который начинает изменять сердцу и живет сам по себе и для себя, забыв свое служение сердцу, человек теряет всякую добродетель, всякую способность верить или любить. Так же, как если бы закрыть легким доступ воздуха, то мы бы задохнулись и потеряли бы способность дышать. И, если во время, с помощью искусственного дыхания, нам вернуть эту способность, то легкие снова бы вернулись в прежнее состояние. Так и сердце человека, если возвратится от зла к добру, то снова обретет веру и любовь. Возможно же это совершить только личным усилием воли! И этот выбор оставлен за нами.

Ум же без сердечной веры так же не может существовать. Представим себе, что мы доказали теорему, но если наш ум не укреплен верой в правильность доказательства, то мы бы вечность доказывали, что дважды два четыре и не смогли бы это аргументировать, ибо каждый раз наше неверие заставляло бы нас все снова и снова доказывать эту аксиому.

Когда наш ум и наше сердце находят согласие, тогда и рождается в нас спокойствие и гармония. Душа поет и ликует. Так, как же навести порядок в нашем уме и сердце в отношении веры в Бога?

Внутри сердца уже изначально есть существующие непререкаемые истины, такие, как любовь к родителям, к друзьям, к возлюбленной и к БОГУ. Изначально каждый человек рождается таковым, потому что без этих способностей ему не жить. Святые отцы говорили: «Душа рождается – ХРИСТИАНКОЙ». Она исполнена Христовых заповедей – любить и верить. И, только со временем она теряет все, если не хранит ее должным образом ум. Не зря многие говорят: «У меня Бог в сердце». Поэтому, обрести веру в Бога значит обрести себя, а обрести себя, значит обрести Бога. Хорошо сказали древние мудрецы: «Познай себя, познаешь Бога»!

Не верить, также глупо, как и не мыслить, ибо всякая мысль рождается и подкрепляется с помощью веры. Вера, отделенная от слова и дела рождает в нашей душе неверие, ибо, когда ум бывает не укрепленный верою, то падает, слабеет и изнемогает. Отсюда все наши страхи, депрессии и отчаяния. Нет веры – нет силы у ума. Ум без веры, как воин без оружия. Если веру соединить с делами, словами и с умом, то такой верой можно и горы переставлять. Апостол Иаков сказал: «Вера без дел мертва есть».

Единение ума и сердца совершается внимательной, смиренной и покаянной молитвой, потому что наши грехи стали разделителем этого единства. И, только ГОСПОДЬ силен уврачевать наши души! Будем просить и умолять Бога, говоря: «Верую Господи, помоги моему неверию!!!»

Священник Константин Харитонов